Skip to Content

Уважаемые Белокалитвинцы, собственники жилых и нежилых помещений многоквартирных домов!

Уважаемые Белокалитвинцы, собственники жилых и нежилых помещений многоквартирных домов!

 

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 176-ФЗ внесены основные изменения в жилищный кодекс Российской Федерации.

Обзор основных изменений, вносимых федеральным законом от 29.06.2015 г.№ 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (опубликован на интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30.06.2015 г.). 

1.В законе дополняется перечень оснований для проведения внеплановой проверки (статья 20 ЖК РФ), которую осуществляют органы государственного жилищного надзора, муниципального контроля с целью выявления нарушения порядка установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, взноса на капитальный ремонт. Информация об указанных нарушениях, размещенная в государственной информационной системе ЖКХ (далее – система) является официальной информацией и основанием для проведения внеплановой проверки.

2.Вносятся изменения в статьи 45-48 ЖК РФ, уточняющие порядок и форму проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а именно,

— возможность проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме по инициативе управляющих организаций;

— возможность проведения общих собраний посредством очно-заочного голосования (очное обсуждение вопросов повестки дня и принятие решений, передача решений собственников в указанное в сообщении о проведении общего собрания место или адрес);

— предусматривается обязанность управляющих организаций, правлений ТСЖ (ЖСК), иного специализированного потребительского кооператива осуществить мероприятия, необходимые для проведения общего собрания по обращению собственников, обладающих не менее чем десятью процентами голосов от общего количества голосов собственников помещений в многоквартирном доме;

— решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (положения вступают в силу по истечении 180 дней после дня вступления в силу настоящего ФЗ);

— решения и протокол общего собрания собственников подлежат размещению в системе, копии решений и протокола общего собрания собственников подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление ТСЖ (ЖСК);

— управляющая организация, правление ТСЖ (ЖСК) должны направить копии указанных решений и протокола в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет (вступает в силу по истечении 60 дней после дня вступления в силу настоящего ФЗ);

3.Предусматривается общее понятие платы за содержание жилого помещения, включающее в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Положения о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 апреля 2016 года. При первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения указанных расходов их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом РФ по состоянию на 1 сентября 2015 года. Для первоначального включения этих расходов не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Плата за коммунальные услуги будет включать в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за данные коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме (положение вступает в силу с 1 января 2016 года).

4.Предусмотрено применение повышающих коэффициентов к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета. В этом случае не применяются положения о предельных индексах.

5.В статье 157 ЖК РФ предусматриваются нормы, в соответствии с которыми лицо, обеспечивающее предоставление коммунальных услуг, обязано уплатить потребителю штраф в случае нарушения таким лицом порядка расчета платы за коммунальные услуги, а также в случае, если такое лицо не обеспечило непрерывность предоставления коммунальных услуг или предоставило потребителю коммунальные услуги ненадлежащего качества. Штраф определяется в размерах и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации (положения вступают в силу по истечении 180 дней после дня вступления в силу настоящего ФЗ).

6.Непосредственное управление может быть выбрано собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать.

7.Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выплате вознаграждения членам совета многоквартирного дома, в том числе председателю совета многоквартирного дома. Такое решение должно содержать условия и порядок выплаты указанного вознаграждения, а также порядок определения его размера.

8.Плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в региональной программе может определяться указанием на календарный год или не превышающий трех календарных лет период, в течение которых должен быть проведен такой ремонт (вступает в силу с 1 января 2017 года).

9.Определяются исключения для правила, согласно которому внесение изменений в региональную программу в части переноса срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений. В частности, если запланированный вид работ по капитальному ремонту был проведен ранее и при этом определено, что повторные выполнение таких работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются.

10.Краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта утверждаются сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока (положение вступает в силу с 1 января 2017 года).

11.Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы и включенном в региональную программу при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу.

12.В случае изменения способа формирования фонда капитального ремонта предусмотрена обязанность прежнего владельца счета передать владельцу специального счета и (или) региональному оператору все имеющиеся документы и информацию, связанную с формированием фонда капитального ремонта, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта РФ.

13.Предусматривается порядок принудительного изменения способа формирования фонда капитального ремонта на счет регионального оператора в случае непогашения задолженности по взносам на капитальный ремонт. Процедура инициируется государственной жилищной инспекцией в случае, если размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт составляет менее чем пятьдесят процентов от размера представленных к оплате счетов.

14.Решение общего собрания о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете должно содержать также решение о выборе лица, уполномоченного на оказание услуг по представлению платежных документов на уплату взносов на капитальный ремонт на специальный счет, об определении порядка представления платежных документов и о размере расходов, связанных с представлением платежных документов, об определении условий оплаты этих услуг.

15.Предусматривается порядок определения нового владельца специального счета в случае принятия решения о ликвидации и (или) реорганизации владельца специального счета, признания владельца специального счета банкротом, а также в случае, если управляющей организацией, ТСЖ (ЖСК), являющимися владельцами специального счета, прекращено управление многоквартирным домом на основании решения общего собрания собственников помещений в этом доме либо такое прекращение деятельности по управлению многоквартирным домом предусмотрено законодательством или решением суда. Кроме того, дополняются особенности открытия и закрытия специального счета.

16.Руководитель регионального оператора должен соответствовать обязательным квалификационным требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

17.Согласно новой редакции ст. 181 ЖК РФ взаимоотношения регионального оператора с собственниками помещений в многоквартирном доме регулируются федеральным законом, а также иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, методическими рекомендациями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Договор с собственниками помещений о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта не заключается.

18.Дополняется и уточняется перечень обязанностей регионального оператора в целях обеспечения выполнения работ по капитальному ремонту. В частности, оператор обязан разместить на своем официальном сайте информацию о правах и об обязанностях собственников помещений в многоквартирном доме и регионального оператора, возникающих в связи с исполнением требований ЖК РФ, нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, об организации проведения капитального ремонта, а также иные сведения, перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Региональный оператор также обязан нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений.

19.Предоставляется возможность региональным операторам в целях представления и защиты своих общих интересов, координации деятельности создавать ассоциации и союзы региональных операторов, а также быть членом саморегулируемой организации.

За региональными операторами закрепляется право размещать временно свободные средства фонда капитального ремонта, формируемого на счете регионального оператора, в российских кредитных организациях в порядке и на условиях, которые устанавливаются Правительством РФ, а также устанавливается, что на денежные средства, полученные региональными операторами от собственников помещений в многоквартирных домах, не может быть обращено взыскание по обязательствам регионального оператора, за исключением обязательств, вытекающих из договоров, указанных в ЖК РФ. Закон не допускает включение в конкурсную масс денежных средств, полученных региональным оператором от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонд капитального ремонта, в случае признания регионального оператора банкротом.

20.Предусматриваются положения, по которым закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Информация о закупках региональным оператором товаров, работ, услуг размещается в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

21.Перечень лицензионных требований теперь является открытым, т.к. дополнен «иными требованиями, установленными Правительством Российской Федерации».

22.Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые осуществляют деятельность по управлению многоквартирными домами на 1 мая 2015 года, и которые не обратились в государственную жилищную инспекцию с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление данной деятельности либо получили отказ в ее выдаче, надлежащим образом обязаны исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до наступления событий, указанных в части 3 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации.

23.Как указано в пункте 17 статьи 12 обозреваемого федерального закона договоры, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, между собственниками, пользователями помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающими организациями, в том числе при непосредственной форме управления, действуют до истечения срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договора.

24.Настоящий федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.